Подписаться на рассылку

Поля в серых рамках обязательны для заполнения.

Фамилия
Имя
Отчество
Компания
Должность
E-mail
Телефон
Город
Отрасль
Роль
English
Подписаться на анонсы мероприятий
и электронный бюллетень
Обзор социальных сетей за 2014 год
Александр Антоневич, Основатель, Business3.biz

“I have a dream”
Martin Luther King

Несмотря на то что, технически, интернет уже давно позволяет пользователям соединяться на скорости локальной сети, а офисные машины не уступают серверам семилетней давности, сайты, в основной своей массе, представляют собой электронные версии буклетов, каталогов или журналов. Из действительно «цифровых» элементов массовыми стали только корзина интернет-магазина, подписка на новости и форум. Мы ни в коем случае не утверждаем, что таких элементов мало, их более чем достаточно, однако, они используются весьма редко, сложны во внедрении, не всегда понятны пользователю, проще говоря, они не стали «бытовыми».

Такие нововведения приживаются достаточно долго. Однако, есть исключения. Это, например, социальные сети. На их стороне массовость, связность пользователей и большой технический ресурс, дающий надежность и понятность инструментов. Это позволяет сетям быстро навязывать пользователю качественные сервисы (с некачественными дело обстоит сложнее, но бывает и такое). Здесь известные и прежде модули соединяются в быструю, удобную систему и количество переходит в качество. Из технической новинки они за месяц превращаются в часть быта.

Социальные сети быстро завоевали популярность. Во-первых, они предлагали типовое решение для домашней страницы, не уступавшее конкурирующим ресурсам по функционалу, но выигрывающее по простоте. Во-вторых, они повысили связанность пользователей, введя возможность передать любую информацию, размещенную средствами системы, любому кругу знакомых, причем моментально, без трудозатрат и без каких-либо обязательств и предисловий. В-третьих, они предлагали что-то весьма любопытное бесплатно.

Мы заострили внимание на социальных сетях оттого, что именно они показали, как не очень сложный веб-сервис, сделав доступными и бытовыми уже существующие решения, изменил стиль жизни людей.

Приняв к сведению все вышеперечисленное, мы попытались представить себе, как будет выглядеть подобная структура, ориентированная не на частного человека, а на компанию.

Начнем с типового решения. В нем должны быть интернет-магазин или каталог товаров, перечень услуг, новости, реквизиты и обычные текстовые страницы с картинками. Это закрывает потребности 80% компаний. Управлять таким сайтом должно быть по силам любому неспециалисту. Сайту нужно быть удобным и приятным.

Теперь о том, чего обычно на сайтах нет, но очень хотелось бы, чтобы было.

Необходима система обновления и импорта товаров. Когда у компании более десятка поставщиков и прайс-листы приходят регулярно и в разном формате, обновление цен порой завершается после прихода уже нового прайса. Желательно создать программу, разбирающую прайс-лист и автоматически обновляющую цены, количество и т.д. на сайте (и в 1С - прим. бухгалтера). Ввод желательно тоже осуществлять из прайс-листа, а параметры товаров хорошо бы импортировать из технической спецификации или с сайта производителя. При наличии параметров логично сделать в магазине фильтрацию по ним.

Большинство компаний сталкивается с тем, что не знает, что писать в новостях. И хотя это не технический вопрос, его тоже довольно просто решить. Добавим модуль, автоматически оповещающий об изменениях цен, обновлении ассортимента и изменениях в реквизитах. Именно это, по большей части, интересует партнеров. Еще можно добавить планировщик новостей, который будет публиковать в нужное время необходимый текст, и отправлять его на почту подписчикам. Это позволит вовремя поздравить всех с праздниками, заранее известить о семинарах, акциях и не забыть об этом в суматохе. За пару часов можно будет подготовить регулярные новости на несколько лет вперед.

Этот функционал необходим для того, чтобы превратить сайт из понятного лишь программистам и отпугивающего остальных сотрудников побочного проекта в оперативный инструмент взаимодействия с партнерами.

Теперь давайте рассмотрим, какие функции может позволить система, в которой сайты компаний соединены в единую сеть.

В этом случае достаточно просто определить достоверность информации о фирме. Для компаний, зарегистрировавшихся бесплатно, система может предлагать услугу персонализации. Оплатив счет на сколь угодно малую сумму, владелец аккаунта подтверждает свой доступ к счету компании, а в выписке можно увидеть, верно ли указаны реквизиты. Для подтверждения прочей информации наиболее очевидны следующие два способа.

В случае согласия компании система собирает информацию о разрешенных к мониторингу транзакциях (от скорости обработки запросов до скорости закрытия сделки), и на основе данной информации строит рейтинги по всем интересующим характеристикам. Компании с высоким уровнем сервиса смогут отказаться от рекламы и сконцентрироваться на профильной деятельности.

Второй способ – привлечение в систему торгово-промышленных палат, СРО, аудиторских компаний и иных организаций, которые уже самостоятельно подтверждают информацию о своих участниках, выполняя более детальные проверки и давая более детальный анализ. Это позволит снизить риски и сократит время принятия решений.

Теперь немного о планировании. Представим, что производитель, или иное заинтересованное лицо, размещает в системе описание производимого товара. Такое описание кроме текста содержит все технические параметры и характеристики, качественные картинки, возможно, 3D модели и данные, необходимые для различных систем проектирования. В таком случае, можно создать конфигураторы, позволяющие «собрать» компьютер, систему пожарной сигнализации или любую другую блочную систему. В результате мы сможем узнать характеристики собранной системы и её стоимость.

А если создать простой интерфейс для разработки калькуляторов стоимости услуг, то можно будет рассчитать стоимость доставки, установки, эксплуатации и т.п. для группы поставщиков и выбрать лучшего. В результате, указав перечень деталей, требования к поставщикам, перевозчикам и дополнительные услуги, мы сможем получить приблизительную смету за несколько секунд. Система сама предложит лучших поставщиков и оптимальную схему логистики. Если смета по каким-то причинам не устроит, можно подкорректировать несколько значений и моментально получить новый расчет. Товарами в данном случае могут выступать, в том числе, чертежи устройств (производителей типовых элементов можно выбрать самому под конкретную задачу), методики обслуживания и так далее.

При определенной унификации такой подход можно перенести и на бизнес модели, что позволит более эффективно использовать аутсорсинг, избавляясь от непрофильных подразделений и набирать группы подрядчиков для выполнения комплексных проектов.

Первичный бухгалтерский документооборот в подобной системе может быть полностью автоматизирован. Имея реквизиты контрагентов в базе и режимы налогообложения для компаний, товаров и особых видов деятельности, система способна снять большую часть рутинной работы с бухгалтера и сократить сроки обмена документами до секунд.

Используя механизм электронной цифровой подписи (ЭЦП) возможно сделать моментальным заключение договора. Справедливо будет отметить, что практика использования ЭЦП в подобных случаях в данный момент не имеет широкого распространения, однако подавляющее количество бухгалтерской отчетности в данный момент сдаётся с использованием данного механизма, он надежен и достаточно прост, так что никаких принципиальных ограничений для его массового ввода нет.

При использовании в системе конструктора договоров также можно автоматизировать создание типовых договоров, причем на выходе мы получим не только документ, но и введенную в систему модель выставления счетов, начисления пени и т.п..

Такая система крайне удобна для построения систем управления складом, продажами, управленческого учета и их комбинаций.

Несмотря на то что такие системы существуют в великом множестве, их внедрение всегда весьма проблематично из-за лени. И если ручной перенос всех контактов из телефона в электронный ежедневник – это весьма долгий и нудный процесс, то заполнение тысяч карточек с характеристиками товаров уже больше напоминает небесную кару. Практика показывает, что внедрение подобных систем обычно мягко саботируется изнутри.

В случае централизованной системы дело обстоит иначе. Все контакты можно просто «добавить в друзья», информацию о себе и своей компании участники введут сами. Профили товаров мы получим от поставщиков, а те, в свою очередь, от производителей. Документы создадутся и введутся автоматически. Все заказы интернет-магазина перегруппируются в заказы поставщикам. Поставщик укажет лишь срок доставки и стоимость. Магазин добавляет свою наценку и срок развозки. Цены и сроки рассчитываются автоматически. Конфигураторы и калькуляторы позволяют сразу рассчитать стоимость работ, заложив все затраты. Цепочка может состоять из многих фирм, но информация об изменении цены (или задержке отгрузки) сразу дойдет до конца цепочки, оповестив о проблеме заранее. Это позволит снизить затраты, увеличить скорость работы, избавится от ошибок и сконцентрироваться на основных задачах, избежав рутины.

Описанная система позволила бы значительно облегчить инфраструктуру компаний, значительно сократив отдел закупок, продаж, бухгалтерию, логистику и прочие «отделы общего назначения». Фирма смогла бы сконцентрироваться на своей основной специализации. Повысилась бы достоверность данных при планировании и управляемость, появилась бы прозрачность. Руководство компании видело бы полную картину происходящего, как на предприятии, так и на рынке, снизилось бы количество «темных углов». Через некоторое время появились бы новые виды услуг и отношений, доступные при подобной технической базе. И рано или поздно такая система появится, ведь все вышеперечисленное является лишь компиляцией уже существующих востребованных сервисов.

Предложенная картина не претендует на полноту или точность, нашей целью было лишь показать возможный вектор развития и дать уже вашей фантазии плодотворную почву. Надеемся, что идеи, возникшие после прочтения этой статьи, доставят вам удовольствие и принесут пользу.

P.S.

Cтроки Некрасова «Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется - ни мне, ни тебе» весьма уместны в заключении подобных оптимистических прогнозов. Но мы искренне верим в то, что появление подобных систем не за горами. В рамках своеобразного эксперимента мы уже создали систему, предлагающую типовое решение, о котором шла речь в начале статьи. Ознакомится с ней можно по адресу https://business3.biz. Уже внедрены некоторые сетевые модули и мы надеемся в течении года запустить весь функционал, описанный в данной статье. Можем с уверенностью сказать – всё, о чем шла речь возможно, причем в самом обозримом будущем. Хотя путь в будущее, как водится, тернист.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения Центра предпринимательства.